Фрауэнкирхе (собор Девы Марии)
Мюнхен многолик, ярок и непредсказуем. Испытав множество беспощадных войн и несколько раз опустошаемый эпидемиями, пережив во времена Тридцатилетней войны XVII века захват иноземцами и изменив свой облик в годы национал-социализма, город сегодня поражает своей многогранностью и насыщенностью историей. Среди памятников старого Мюнхена одну из центральных ролей в истории города играл и играет по сей день кафедральный собор — Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche — «собор Девы Марии»). Будучи самым высоким зданием старого Мюнхена, он первым виден всем прибывающим в столицу Баварии. Именно эту цель и преследовал герцог Сигизмунд Баварский, закладывая в феврале 1468 г. первый камень в основание будущей церкви.
Фрауэнкирхе была построена за рекордно короткие сроки: всего 20 лет потребовалось для возведения сооружения, в котором могло поместиться до 20 тысяч человек (с учетом того, что население Мюнхена на конец XV в. составляло всего лишь 13 тысяч). Церковь можно по праву назвать церковью всего народа, так как не было человека в средневековом Мюнхене, который бы не принял участие в строительстве храма. Помощь в постройке церкви оказал и Папа Римский Сикст IV, который пообещал отпущение грехов всем, кто направится в Мюнхен и пожертвует на постройку собора свой недельный заработок. В честь папы назван один из порталов собора.
В 20-е годы XVI века было завершено строительство башен Фрауэнкирхе. После войны 1503 — 1505 гг. между двумя линиями правителей Баварии Виттельсбахов, во время которой на них были установлены служившие защите города пушки, башни получили характерные завершения, форма которых отсылает нас к Храму Скалы в Иерусалиме.
Архитектором собора был Йорг фон Хальсбах, который также спроектировал здание Старой Ратуши на площади Мариенплатц. Городской совет выбрал именно этого архитектора, так как он предложил построить церковь полностью из кирпича. Это было выгодно, так как вблизи Мюнхена не было каменоломен. С Йоргом фон Хальсбахом связано одно из самых популярных среди мюнхенцев преданий. Оно гласит, что архитектор, отчаявшись от масштабности строительства, заключил договор с чертом: последний согласился помочь в строительстве церкви, но с условием, что в ней не будет ни одного окна. Архитектор, однако, обманул черта. Он спроектировал постановку двадцати двух пилонов таким образом, что при входе в собор многочисленных окон не было видно. Черт, пришедший принимать работу, увидел, что архитектор его одурачил. В ярости он топнул по каменной плите при входе в собор и исчез. На этом месте до сих пор виден его след.
Однако могущество собора определяется не только участием в его строительстве черта, но и самими его размерами: в длину церковь достигает 109 м., в ширину — 40 м., высота башен — около 100 м. При этом внутреннее оформление поражает готическим аскетизмом, строгостью и простотой. Но все же настоящие ценности далеко не очевидны и, приглядевшись внимательнее, можно убедиться, что Фрауэнкирхе скрывает в себе настоящие сокровища. Чего стоит, например, самое большое в Германии собрание деревянных фигур апостолов и ветхозаветных пророков мюнхенского мастера Эразмуса Грассера. Или же созданные в Вене механические часы XV века, которые являются одними из старейших из до сих пор функционирующих часов в Германии. Помимо их внушительных размеров удивляют фигуры Бога-Отца, Иисуса и Марии: каждый день ровно в 12.10 после того, как петух три раза взмахнул крыльями, Бог-Отец достает меч и застывает, начав диалог с людьми. В это время Иисус и Мария стоят перед ним на коленях, вымаливая человеческие грехи.
Без сомнения взор посетителей собора приковывает к себе также кенотаф (надгробное сооружение над пустой могилой) Людвига Баварца — герцога Баварии и императора Священной Римской империи. Он был воздвигнут первым курфюрстом государства Максимилианом I в. память о славном предке, являвшемся образцом мудрого, справедливого и успешного правителя для всех Виттельсбахов.
По бокам собора расположены многочисленные капеллы — места погребений членов богатых и привилегированных мюнхенских семей. Право на устройство личной капеллы получали те, кто мог заказать себе «вечную мессу», то есть регулярное упоминание своего имени при совершении богослужений. Пожертвования за эти мессы были источником средств существования каноников собора вплоть до реформ Наполеона. Среди наиболее достопримечательных капелл можно отметить капеллу св. Себастиана, алтарную картину которой написал, предположительно, Антонис Ван Дейк, капеллу св. Екатерины Александрийской, в которой хранится сосуд с реликвией — частицей руки папы Пия X, подаренный Фрауэнкирхе во время Евхаристического собора 1960 г. Обращает на себя внимание также капелла Анны, Марии и младенца Иисуса (нем. Anna-Selbdritt), устроенная правителями Баварии. Помимо фигур святых Георгия (покровителя Киева и Москвы) и баварского рыцаря Рассо мы видим здесь выполненную из дерева статую св. Христофора (греч. Χριστοφορος — «носящий Христа») — великана, несущего на своих плечах младенца Иисуса и держащего в руках ветку дерева. По преданию, один из отшельников направил Христофора — римлянина огромного роста — переправлять через опасный брод людей. Однажды маленький мальчик попросил перенести его через реку.
Христофор взял его, но на середине реки почувствовал неимоверную тяжесть: мальчик объяснил ему, что он — Христос и несет с собой все тяжести мира. Затем мальчик предложил Христофору воткнуть в землю безжизненную ветку дерева, которая превратилась вскоре в плодородное дерево. Это чудо многих обратило в христианскую веру. Легенда о святом Христофоре является одной из наиболее любимых баварцами, поэтому фигура занимает свое достойное место в алтарной части собора.
Обращает на себя внимание также эпитафия одному из пасторов собора Йоханнесу Нойхаузеру, находящаяся у входа в ризницу. На ней изображен изъеденный червями скелет — частый мотив стиля Ванитас (лат. vanitas — «суета»). Подобные изображения были призваны напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Идеологически данный стиль в искусстве эпохи барокко основывается на известном стихе из книги ветхозаветного пророка Екклезиаста «суета сует — все суета».
Как для собора, так и для всех мюнхенцев важной фигурой является святой Бенно — епископ XI в. Его останки также хранятся в одной из капелл собора, будучи перенесены сюда в XVI в., в разгар противостояния католиков и протестантов. «Спасение» мощей святого было воспринято баварцами как знак истинности и силы их католической веры. С конца XVI в. св. Бенно считается покровителем Баварии. Над входом в капеллу святого изображена рыба со связкой ключей. Это изображение отсылает нас к еще одной легенде. По ней Бенно однажды в связи с политическими интригами должен был оставить место епископа и удалиться. Когда он вернулся спустя три года, жители его не узнали, и он в качестве простого странника поселился в трактире. Хозяину трактира Бенно принес необычно большую рыбу, пойманную им в реке. При приготовлении в ее жабрах были обнаружены ключи от собора, которые Бенно выбросил в реку перед своим уходом. Весть о возвращении епископа мгновенно распространилась по городу и вызвала ликование народа. Стоит отметить, что рыба в христианстве является символом Христа, а ключи — символом власти, который Христос передал своему ученику апостолу Петру.
Святая святых собора — главная хоровая капелла. Помимо фигуры Марии, выполненной в начале XVI в. из слоновой кости, обращает на себя внимание изображение Богородицы-покровительницы (или Мадонны с мантией, нем. Schutzmantelmadonna). По правую сторону перед Марией на коленях стоят представители духовенства, по левую — светские сословия. Своим плащом Мадонна как бы накрывает мюнхенских горожан, защищая и оберегая их. Собор, безусловно, также оберегаем Марией: несмотря на столь внушающий возраст, многочисленные изменения и перестройки, сильные разрушения в годы войны, Фрауэнкирхе до сих пор сохраняет свою величественность и, находясь в самом сердце Мюнхена, освящает жизнь города. И. несмотря на все жизненные перемены, остается неизменной, давая прочные и ясные ориентиры
Юрий Снегирев, историк, магистрант мюнхенского Университета имени Людвиг-Максимилиана
Светлана Мороз, историк, гид (Мюнхен, Бавария)